1 что такое индивидуальная образовательная траектория. Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете фгос дошкольного образования. Позиции участников учебного процесса

Гуманистическая парадигма инициирует появление личностно ориентированного образования, одним из аспектов которого является вариативность, что в свою очередь приводит к возможности выбора индивидуальной образовательной траектории обучающимися. Что же такое индивидуальная образовательная траектория ?

Данный термин имеет несколько сходных по смыслу значений: индивидуальная траектория развития, персонализированное обучение, модель адресного обучения, индивидуальный образовательный маршрут. Кратко охарактеризуем каждое их этих понятий.

В.П. Беспалько определяет персонализированное обучение как «педагогическую систему с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способной ее решить», причем коррективы педагогической задачи определяются особенностями личности обучающихся.

О.Б. Мочалова считает, что одно их направлений личностно ориентированного обучения - персонализированные обучающие программы, учитывающие возможности и индивидуальные особенности обучающихся. Она предлагает определять индивидуально-ориентированные матрицы развития школьника. Их конструирование происходит в несколько этапов, путем наложения матриц, определяющих идеальные возможности обучающихся, и матрицы, построенной на основе результатов психологопедагогического обследования.

Модель адресного обучения характеризуется Т.Г. Ивошиной как «стратегия обучения, в которой решается задача индивидуализации обучения». Автор отмечает, что «индивидуализация требует разработки системы заданий, которые соответствовали бы темпу вхождения в предметное содержание, уровню его освоения каждым обучающимся, а также адекватных познавательным возможностям ребенка форм подачи учебного материала. Совокупность этих показателей составляет индивидуальную познавательную стратегию.

Термин «индивидуальная траектория развития» введен И.С. Якиманской, которая считает, что индивидуальная траектория развития строится в двух разных направлениях: приспособляемости ребенка (адаптивности) к требованиям взрослых и креативности, позволяющей ему искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить для себя новую, с опорой на имеющиеся в индивидуальной опыте знания, способы, действия. Возможность самому определять траекторию индивидуального развития И.С. Якиманская связывает с формированием механизма самоорганизации и самореализации личности в рамках личностно ориентированного обучения.

Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына, Э.И. Сундукова в своих исследованиях связывают понятие «индивидуальный образовательный маршрут» с понятием «образовательная программа», позволяющим обучающимся овладеть определенным уровнем образованности. И.В. Гальскова отмечает способность обучающихся осознанно выбирать индивидуальный маршрут обучения с реализацией разнообразных вариантов развивающего обучения: личностно ориентированного обучения, проектно-созидательного, модульного, гуманистической школы.

Все выше перечисленные понятия объединяет ориентированность содержания, форм, способов обучения на личностные характеристики обучающихся, которые в зависимости от специфики понятий могут быть разными. От особенностей обучающихся зависит также и предлагаемая ими индивидуальная образовательная траектория.

Б.С. Гершунский связывает индивидуальную образовательную траекторию с интересами, возможностями, способностями личности, но при этом отмечает, что «пока не уделяется никакого внимания личностно ориентированным стандартам, позволяющим дифференцировать образование в соответствии с интересами, способностями и образовательными потребностями личности».

Известный разработчик вопросов теории и практики технологизации педагогического процесса В.В. Гузеев, рассматривая понятие «образовательная технология» на современном этапе, признает вероятностный характер образовательного процесса. «Каждый ученик заслуживает собственной траектории движения по учебному материалу, отвечающей его целям, потребностям и интересам».

О.А. Абдуллина и А.А. Плигин разработку индивидуальных образовательных траекторий связывают с типом мышления и способом восприятия учебной информации. По мнению А.А. Плигина, учитель должен знать, кем является его ученик: визуагтом, аудиалом или кинестетиком. Эти сведения необходимы для создания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

В отличие от предыдущих авторов, Н.Н. Суртаева дает четкое определение, что такое индивидуальная образовательная траектория: «Это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями».

Под индивидуальной образовательной траекторией мы понимаем создание специальных социально-педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов личностного развития, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы подростков. Тем самым определяется персональный путь реализации личностного потенциала в образовательной среде как канале социализации.

И.С. Щербакова полагает, что выбор индивидуальной образовательной траектории определяется индивидуально-типологическими особенностями личности подростка:

  • а) познавательными интересами;
  • б) «успешностью» учебной деятельности;
  • в) «профессиональными мечтами»;
  • г) жизненными планами;
  • д) готовностью к их реализации.

Г.В. Куприянова считает, что индивидуальная образовательная траектория определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого школьника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями ооразовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности школьника;
  • возможностями материально-технической базы учебного заведения.

Логическая структура проектирования индивидуальной образовательной траектории, согласно Г.В. Куприяновой, включает в себя следующие этапы:

  • постановка образовательной цели индивидуального развития, отражающей его интересы, возможности, потребности;
  • самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями);
  • выбор пути реализации поставленной цели;
  • конкретизация цели (выбор мероприятий);
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуальной образовательной траектории обусловливается рядом факторов:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуальной образовательной траектории как одного из способов самоопределении, самореализации;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуальной образовательной траектории подростка;
  • активное включение подростков в деятельность по созданию индивидуальной образовательной траектории;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуальной образовательной траектории.

Необходимость проектирования индивидуальной образовательной траектории диктуется следующими соображениями:

  • 1) появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуальные образовательные траектории как основной педагогический инструмент;
  • 2) расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования;
  • 3) индивидуальная траектория является основным условием социально-педагогического сопровождения каждого школьника.

При рассмотрении научного проектирования индивидуальной траектории имеются в виду неотъемлемые признаки метода науки, а не просто «набор правил», который предлагается ввести в практику социальнопедагогического сопровождения каждого подростка в образовательном процессе.

В.В. Ильин выделят семь групп таких правил:

  • объективность - опосредованность достоверными знаниями;
  • общезначимость - интерсубъективность действий в отличие от остающихся уделом ненауки персонифицированных уникальных актов;
  • воспроизводимость - инвариантность действий для любого субъекта тождественно подобной ситуации;
  • целесообразность - осмысленность, рациональная подконтрольность осуществления как отдельных шагов, так и систем операций в целом;
  • детереминичность - заданность, предусмотренность, генетическая связанность принципов, последовательностей, цепочек интеллектуального движения в предметности;
  • необходимость - гарантированность результатов при соблюдении норм в противовес ненаучной особенности случайного, непреднамеренного их достижения;
  • эффективность - запланированность социальной ассимиляции, внедрения, потребления как самого процесса, так и его результата, что несвойственно ненаучному способу познания, базирующемуся на ситуативных, герметичных рецептах.

В рамках этой терминологии могут быть сформулированы две первоочередные задачи научного проектирования индивидуальных траекторий как условия социально-педагогического сопровождения каждого подростка, которые соответствуют данному понятию метода:

  • 1) задача опосредования социально-педагогических программ и проектов достоверным знанием;
  • 2) задача обеспечения воспроизводимости результатов социальнопедагогических программ и проектов на основе разработки моделей «инвариантности действий для любого субъекта в тождественно-подобной ситуации».

Основные положения концепции очередного этапа реформы системы образования предполагают переход к многообразию содержания образования, образовательных программ, создающих предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности. Запросы личности «Словарь русского языка» С.И. Ожегова связывает с потребностями, интересами личности, которые, наряду с мотивами, целевыми установками и т.д., являются компонентами мотивационной сферы и могут быть обозначены одним словом - мотивация. Учебные возможности определяются как способность к учению, а запросы - мотивацией, включающей потребности, мотивы, целевые установки. Учитывая все это, С.А. Вдовина дает следующее определение индивидуальных образовательных траекторий: «проявление стиля учебной деятельности каждого обучающегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом».

«Сотрудничество, диалог, партнерство во взаимоотношениях обучаемого и обучающего, - отмечает Н.Ю. Посталюк, - позволяет превратить ученика из пассивного субъекта педагогического воздействия в творческую личность, способную задавать направление собственного развития». Преподаватель должен помочь обучающемуся понять свою силу и слабость: интеллектуальную, нравственную - так считает О.С. Газман, который определяет индивидуализацию в образовании как «систему средств, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других... для выбора собственного смысла жизни и жизненного пути». Для этого необходима педагогическая поддержка, «предметом которой становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей...».

Итак, гуманистическая образовательная парадигма формирует отношения по типу «субъект-субъектных» отношений, когда педагог дополнительного образования и обучающийся находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества, взаимосодействия. Возможность реализации таких отношений достигается вследствие формирования индивидуальных образовательных траекторий. Сам термин «индивидуальная образовательная траектория», несмотря на недостаточность трактовки его содержания, прочно утвердился в современной педагогической литературе.

Мы понимаем индивидуальные образовательные траектории как проявление стиля учебной деятельности каждого подростка, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

Согласно изученной методической и педагогической литературе, ценность индивидуальной образовательной траектории подростков состоит в том, что она позволяет на основе оперативно-регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом, очень важно, чтобы у каждого подростка была сформулирована личностно ориентированная задача по проектированию индивидуальной образовательной траектории, что способствует повышению его личностного роста и успешности функционирования канала социализации.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую каждой личности позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогом социально-педагогической поддержки его самоопределения и самореализации в том или ином направлении функционирования канала социализации.

Аннотация: В статье представлены подходы к организации индивидуальной образовательной траектории ребенка.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, развитие системы образования.

В современном мире киберпространство оказывает серьезное влияние на социализацию детей и взрослых. Как писал Носим Талеб в своей книге «Черный лебедь», чем больше вы даете информации, тем больше возникает гипотез, и это приводит к тому, что информационный мусор начинают воспринимать за информацию.

Это относится и к системе образования. Сейчас столько каналов, столько источников рассказывают нам как и чему нужно учить детей, что становиться очень непросто во всем этом разобраться. Большая часть родителей относятся к обучению в школе как к автопилотируемому процессу. Эта модель поведения/обучения сидит глубоко в головах и скорее всего досталась им по наследству.

Многие из них не знают, что этим процессом нужно и можно управлять. Но даже тот, кто хочет разобраться в образовании, зачастую встречается с преградами, связанными не с недостатком, а переизбытком информации. В Тихом океане находятся острова Питкерн. Один из них самый маленький обитаемый островов, на нем живут 56 человек. Аэропорта на острове нет, поэтому связь с большой землей осуществляется по водным путям. На острове есть 1 спутниковый телефон и 1 точка беспроводного доступа в интернет со скоростью 128 кбит. Жители слушают радио и смотрят DVD диски. Большую часть информации о жизни на большой земле они получают от туристов из Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, которые активно посещают остров. Система образования в каком-то смысле тоже напоминает остров. Под системой я подразумеваю совокупность организаций, занимающихся массовым образованием, которые финансируются и контролируется государством - от содержания образования до нормативно-правовой базы. Организации, которые выполняют государственный заказ. Почему система образования похожа на остров? Во-первых, потому, что это замкнутая система. Она очень слабо контактирует с остальным образовательным миром. Я разделяю понятия система образования и сфера образования. Те новшества, которые появляются в мировом образовании, как редкие корабли с туристами, проникают внутрь системы и часто эти новшества отвечают больше политическим и бизнес-интересам, чем интересам образовательным.

Гос. заказы - это лакомый кусочек, особенно, если речь идет о технологиях. Во-вторых, у системы образования часто нет связи со смежными областями. Она равняется только на себя. Недавно мы провели опрос среди руководителей системы московского образования на предмет интереса к сфере маркетинга в образовательных учреждениях. Самый пристальный интерес руководители уделяют продвижению и рекламе. Это очень созвучно последним тенденциям в системе образования. Созданием востребованного продукта интересуется гораздо меньше руководителей. Это неправильно. Вся суть именно в продукте. Упаковка создается потом. Надеюсь, что я ошибаюсь и качественный продукт уже есть и задачи, действительно состоят в его продвижении. Маркетолог, между тем, нужен каждой школе! За маркетингом в условиях рыночной экономики и происходящих реформ будущее. В-третьих, педагогические коллективы часто варятся в собственном соку: общаются с коллегами, отдыхают с коллегами, учатся у коллег из системы, сотрудничаем с теми, с кем можно, книги заказывают у конкретного издателя и т.д.

Те, кто учился на курсах профессиональной переподготовки, например, вне организаций, действующих при органах управления образования, или посещал международные образовательные конференции и форумы может почувствовать разницу. Вы не подумайте, я не ругаю систему образованию, я просто говорю о ее особенностях, которые часто не позволяют эффективно внедрять новые технологии и следовать мировым образовательным трендам в части содержания, а не в части оснащения. Это неповоротливый механизм, многокилометровый локомотив, который трудно в одночасье направить в другую сторону.

Поработав и в системе и за ее пределами, я уяснил для себя, что талант педагога и отдельной школы, как раз и заключается в том, чтобы благодаря огромной системе, ее ресурсам, иногда работать вопреки ее требованиям, создавая дополнительную ценность. Последнее время количество критиков образования сравнялось с количеством людей, заявляющих о необходимости модернизировать эту сферу. Однако, совсем немного людей, кто пытается что-то сделать. И несмотря на амбиции и серьезную финансовую поддержку это не всегда приводит к желаемому результату.

Основатель Facebook, Марк Цукерберг недавно вложил 100 млн. долл. в реформирование системы образования города Ньюарка, штата Нью-Джерси. Через несколько лет стало ясно, что деньги потрачены, но результатов нет. Он столкнулся с многочисленными проблемами, пытаясь изменить систему образования целого города. Американец Салман Хан, пошел другим путем. Он основал академии, которая позволяет обучаться разным наукам через интернет.

В основе идеи академии лежит урок наоборот, когда учащийся в собственном темпе осваивает новый материал посредством видеоуроков, а потом вместе с учителем отрабатывает материал на конкретных примерах. Причем учитель выступает лишь в качестве наставника. Ученик в процессе отработки активно взаимодействует с другими детьми, что повышает их экспертность. Сначала Хан опробовал свою методику в сети, записав несколько тысяч видеоуроков по математики, потом провел эксперимент в школах небольшого города Лос-Альтос, который находится в Кремниевой долине. И этот эксперимент оказалось удачным. Салман Хан ставил во главу угла не деньги, а качественный контент и здравую методику. Но он не торопиться распространять идеи на всю Америку или хотя бы штат. Понимая, что сделать это будет очень непросто. Недавно на Гайдаровском форуме председатель правления Сбербанка Герман Греф заявил, что необходимо менять все государственные системы, прежде всего модель образования. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» поддерживает много образовательных проектов, например проект «Учитель для России» или «Эмоциональный интеллект в школе». Сбербанк сделал ставку на отдельные проекты, что сводит риски к минимуму.

Начинать изменения всегда нужно с малого, но лучше всего с самого себя. Рассказывая о деятельности этих людей, я еще раз хотел подчеркнуть, что всю систему образования трудно перекроить в одночасье и нужно начинать делать это изнутри, чем многие уже начали заниматься. Мы знаем немало примеров авторских школ, которые прославились на всю Россию. Это не система сделала их знаменитыми, и не технологии, а блестящие идеи, и талантливые люди.

А еще большое стремление сделать образование персонифицированным. Давайте посмотрим, что изменилось в последнее время. Внедрение информационных технологий, МООС, LMS, BYOD, OER, электронные журналы и учебники - это все технологические изменения, содержание образования практически не изменилось.

Как говорил мой научный руководитель, не стоит забывать об азбучных истинах. И если мы заглянем в закон об образовании, то увидим, что он подразумевает реализацию индивидуальных способностей каждого ребенка. Мы все разные. По характеру, по здоровью, по способностям, по ценностям, у них разные цели, идеалы, мечты. Если многогранна личность, то должны существовать варианты.

Кто-то хочет учиться в частной школе, кто-то - в государственной, для когото важна атмосфера и отношение, а кому-то высокий уровень знаний, кто-то планирует учиться за границей, а кто-то пойти в техникум. Каждому нужен свой план, свой темп. Наивно полагать, что государство придумает образовательную модель, которая удовлетворит содержанием всех: учащихся, родителей, учителей, будущих работодателей.

Но что мешает начать формировать эту модель самостоятельно. Количество семей, выбирающих образование вне школы, с каждым годом увеличивается. По статистике во всем мире все больше учащихся переходят на семейное обучение, все больше учащихся выбирают экстернат, многие уже распробовали индивидуальные учебные планы. Именно поэтому родители стремятся отдать своих детей в частные школы.

Когда я работал директором школы, у меня более 200 детей учились на семейной форме обучения. Я сначала не понимал, почему родители приходят к такому решению. Но когда ушел из школы и смог посмотреть на этот факт с большой земли, глазами папы двух дочерей, я понял, что у многих есть веские причины. Основные связаны с потребностями детей и неудовлетворенность образовательным процессом. Индивидуализация образования - это то, о чем твердят уже многие десятилетия, а на практике реализуют далеко не все. Учебный план иногда напоминает заваленный хламом чулан - там есть все, что нужно и не нужно учащимся.

И это все обязательно для изучения всеми учениками. Родители постепенно устают от унифицированного подхода к обучению, эффект от технологий проходит и они начнут искать суть варианты, где будет реально применяться индивидуальный подход, где ребенок сможет учиться в своем темпе, где он сможет сконцентрироваться на предметах, необходимых ему для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

Почему бы не предложить ему эти варианты. Индивидуализация обучения - это то, к чему мы возвращаемся, а точнее начинаем реально внедрять. И это действительно можно считать одной из ближайших перспектив. Конечно, сделать это в классе из 25 человек очень трудно, но это и не нужно. Пока небольшая доля родителей готова к этому, пока не все понимаю, в чем преимущество индивидуального подхода. Почему бы не предложить это на альтернативной основе? Технологии облегчат нам задачу, но они не должны стать основным средством. В основе лежит идея, методика. Начать все равно нужно с себя с внутренней мотивации - родителю задуматься об особенностях своего ребенка, поставить образовательные цели выработать семейную образовательную политику, начать управлять процессом обучения. Учителям придется пересмотреть свои подходы, освоить новые технологии, стать партнерами семьи (эти процессу уже набирают обороты в десятках школ).

Руководителям придется поменять подходы к мотивации педагогических работников и осознать необходимость привлечения в организацию профессионалов из других областей. Но давайте обо всем по порядку.

Это совместный проект школы и семьи, в котором все участники выступают субъектами - они меняются сами, изменяют свои методы и принципы и помогают друг другу расти. Прежде чем пробежать марафон, спортсмены изучают каждый метр дистанции, выясняют где находятся точки питания, когда будет самый крутой подъем, сколько энергетических гелей нужно взять с собой, какие кроссовки надеть, не забыть настроить трекер - огромное количество разных мелочей.

Кто-то пробегает 42 километра за 2 часа, а кто-то за 7. Каждый двигается в удобном для него темпе. Обучение в школе процесс куда более долгий, но очень напоминает марафон. И прежде, чем начинать его, нужно исследовать трассу и определить свой темп. Конечно, родители в первую очередь должны осознать, что ребенок - их самый главный жизненный проект и в него нужно вкладывать время, силы и деньги.

Я, кстати, считаю, что три этих элемента - время, силы и деньги - составляют формулу качественного образования. На Западе родители привыкли откладывать деньги на образование детей, мы - нет. Мы как те дети из эксперимента, которым предлагают одну конфетку сейчас и десять завтра. Выбираем мы сегодня и одну. А потом в экстренном порядке ищем ВУЗ, берем образовательные кредиты. А ведь можно задуматься о будущем образовании ребенка, даже когда его еще нет и вписаться в программу накопительного страхования жизни.

Это сильно повысит ценность образования и для родителей и для самих детей. Но об этом родители должны услышать, им нужно про это рассказать, направить их мысли в нужную сторону. Это может помочь сделать школа. Но чтобы школа помогла, нужно сначала выбрать школу. А это тоже весьма непросто. Причем выбирать нужно не самую лучшую, а подходящую, основываясь не на мнение соседей и друзей, а на особенностях, способностях, здоровье ребенка.

Школа с углубленной программой будет вредна ребенку с заурядными способностями. Это может сформировать комплекс троечника и навсегда убить интерес к обучению. Путешествия до школы, которая находиться на другом конце города, может отразиться на здоровье ребенка, особенно первоклассника. Не бывает одинаковых школ с одинаковым уровнем образования. Поэтому из нужно выбирать. Качество образования зависит и от района и от тех людей, которые там учатся и от тех, кто там преподает. Вообще, человеческий фактор ключевой в образовании. Вот представьте старый район, рабочий, кругом пятиэтажки, строительства новых домов не планируется.

Количество ребят школьного возраста постоянно снижается. Родители этих детей имеют определенный уровень притязаний, часто для них важнее, чтобы ребенок просто был под присмотром. А вот другой район - он только что отстроился, здесь продается коммерческое жилье и здесь родители больше заинтересованы в образовании детей. Они будут формировать школу, и будут косвенно влиять на уровень образования.

Образовательный путь длиться очень долго. И нужно быть готовым к этому пути, знать, где ускориться, знать, где сбавить обороты. Каждый год родители должны ставить образовательные цели и расставлять школьные чек-поинты. Чек-поинты - это своеобразная образовательная карта с возможностью корректировать свой путь и вовремя принимать решения по дальнейшему образованию. Чек-поинты - это ключевые точки на образовательном пути и активности их заинтересованности будет зависеть итоговые результаты. Путь в 11 лет очень длинный. Но есть ключевые этапы, на которых нужно быть особенно внимательными.

1 класс - это адаптация и выявление особенностей ребенка: правша-левша, правое полушарие или левое полушария, аудиал, визуал или кинестетик, какой у него темперамент, какой тип личности и т.д. Это очень важно. Зная эти вводные, гораздо проще работать с ребенком, мотивировать его. Можно подобрать подходящие методики обучения, найти подход к любому первокласснику.

4 класс - это время выбора, где продолжить обучение - пятый класс обычной школы или переход в гимназический класс или в школу с углубленным изучением отдельных предметов. Фундамент заложен и если у ребенка есть способности, почему бы не порекомендовать ему другую школу, с более серьезной программой.

У нас часто звездочек намеренно не отпускают и оставляют под любыми предлогами для сохранения результативности. Но учителя же работают не для повышения показателей школы или показателей статистики, а для повышения показателей учащихся, для детей. Чек-поинты помогают вовремя принимать правильные взвешенные решения, дают понимания, когда и на какие аспекты необходимо обратить особое внимание. Это опять к вопросам маркетинга и аналитики. Анализировать необходимо каждый день.

8 класс - это профориентация и выбор ВУЗа и так далее. Это целая система, но она реально помогает родителям и детям. Также родители должны оценить свои внутренние ресурсы: финансовые возможности, логистику (кто будет отводить ребенка в школу, кто забирать, как будет организован досуг), есть ли у ребенка индивидуальное рабочее место, распланировать время отдыха в выходные и на каникулах и т.д. И все это нужно сделать на старте.

Модель индивидуальной образовательной траектории может выходить далеко за рамки школы и касаться ВУЗа и профессиональной деятельности. Ведь ВУЗ выбирается родителями часто по самым примитивным критериям - приближенность к дому, низкая цена обучения, по рекомендации друзей, которые там уже учатся. А это тоже непростой выбор. Но сегодня об этом писать не буду. Что может делать школа уже сейчас в этом направлении? Предлагать услуги по построению индивидуальной образовательной траектории. Это не только возможность увеличить внебюджетные поступления, но и хороший шанс повысить свою экспертность, поднять авторитет.

К тому же в рекомендациях можно указать, какие кружки нужно посещать ребенку и напомнить, что в школе эти кружки есть. Вот опять маркетинг - продукт, продажи. Кстати, по поводу кружков. Когда реформы столичного образования только начинались, я помню, как один директор сказал своим учителям: каждый должен помимо основной нагрузки придумать, какой кружок он может вести. Тогда это превратилось в фарс. Сейчас ситуация изменилась, но что мешает сделать ее еще лучше?

Почему бы не открыть направления, которые позволят развивать навыки личной эффективности, так называемые soft skills - это и эмоциональный интеллект, и ораторское искусство и тайм-менеджмент и курсы лидерства и командная работа. Только вот учителей не нужно заставлять срочно писать программы. У них достаточно дел. Выходите за рамки системы, приглашайте специалистов со стороны. Вы сможете развить сильные стороны учащихся, а не вдалбливать до посинения будущему дизайнеру биологию с химией.

Если они ему будут нужны, он изучит их сам на практике. Проводить для родителей семинары и вебинары, на которых сможете давать практические советы по обучению и воспитанию, по работе с индивидуальными особенностями ребенка. Это тоже маркетинг и лояльность родителей. Конечно, это требует дополнительного времени, подготовки, а учителя итак загружены.

Но это уже вопрос эффективного менеджмента. Все это будет стимулировать родителей к активному участию в образовательной жизни ребенка, повышать его интерес и их компетентность. Следующий уровень сложности - учителя и руководители. На учителей ложиться самая большая ответственность, как и всегда.

Я уже сказал о том, что они работают ради детей, что они должны стать партнерами семьи. Одним словом времена, когда учитель находился выше по статусу, чем родитель, и часто говорил директивно, что и как делать, прошли. Доминирование сменяется колобрационизмом. Это раз. Но так взять и поменяться за один год очень непросто, поэтому многое зависит от руководителя и от того, сможет ли он обеспечить достойную мотивацию.

Мотивация - она как просветление - ее нельзя передать, она должна родиться внутри человека, самостоятельно. Многие бизнесмены приходят к выводу, что концепция «толкай» меняется на концепцию «тяни» от предписания к выбору. Например, мы вытягиваем из интернета то, что нам нужно, а не то, что нам подталкивают. Другой пример смены авторитарного стиля коучингом. Сейчас в образовании начали применяться коучинговые технологии.

Руководители заказывают профессиональных коучей, которые работают с педагогами, раскрывая их потенциал, помогая повысить эффективность работы, выработать внутреннюю мотивацию. Тогда отдача от работы будет намного выше. Коучинг в образовании уже не новое явление и над ним стоит задуматься. Теперь несколько слов о технологиях. Образование будущего не мыслиться без технологий. Залог успешного продукта - это стык качественного контента и программного обеспечения.

В последующих слайдах я постараюсь рассказать о технологических тенденциях, которые помогают идивидуализировать образование. Если мы говорим о построении индивидуальной образовательной траектории, то автоматически предполагаем приложение, которое будет помогать родителям делать первые шаги и давать автоматизированную выкладку. Например, одна из организаций, обучающая молодых бизнесменов, год назад запустила интерактивный сервис по постановки целей. Замечательный мотивационный ресурс.

Много говорят о лего-образовании, позволяющем учащимся самостоятельно выбирать курсы и сервисы. Это поможет избавить учащихся от необходимости изучать все предметы по списку и сосредотачиваться только на главном. В этом направлении работают такие порталы, как Унивресариум, Курсера и другие. Я уже говорил об академии Хана - гениальный проект, который возник в чулане его автора, который бросил карьеру финансового аналитика и занялся образованием.

Причем академия Хана - бесплатный информационный ресурс. Хан своим стремлением смог получить инвестиции из фонда Била Гейтса и от Гугл. Он в прямом смысле перевернул систему обучения, дав возможность учащимся заниматься в собственном темпе до тех пор, пока они не освоят материал на 100%. Без учебных планов, без разбивки предметов по предметам. Он проверяет знание тестами, в которых ребенок должен ответить на 10 вопросов из 10. Только это позволяет перейти к следующей теме.

Его образовательная платформа совершенствуется, а видео переводятся на самые популярные языки. Плюс курсов академии Хана в том, что они представляют собой систему знаний с последовательным изучением. В 2017 году по прогнозам экспертов появятся адаптивные образовательные технологии. Они позволят осваивать знания в комфортном темпе, в зависимости от способностей учащегося. Система сможет запоминать модель обучения и предлагать ее учащимся со схожими параметрами. Забавно будет слышать через 50 лет фразу ученика «я учусь по модели нашего президента». Узнать-попробовать.

Все, что дети будут узнавать, они должны пробовать на практике. Учащиеся должны получать не теоретические знания, а конкретные навыки, чтобы понимать, как и где использовать знания. И тут без технологий тоже никуда. Не спроста, огромную популярность набирают системы игрового обучения Кидзания, Кидбург, Мастерславль или фестивали науки. Они дают детям возможность прикоснуться к практической стороне науки, посмотреть на профессию изнутри. Это способствует ранней профориентации, повышению мотивации. Это зажигает ребенка и во многом определяет его дельнейший образовательный путь.

Моментальный feedback. Когда я прихожу за дочкой в детский сад, то часто слышу от воспитателей Олег молодец, ему сегодня пятерка. Уже в детском саду детей приучают к этой убогой, универсальной системе оценивания, которая не может отразить динамику и дать качественную оценку деятельности и успехам ребенка. Моментальная обратная связь в отличие от цифр позволит лучше осознавать ошибки, прослеживать динамику и станет более индивидуальной. Когда я работал директором школы, мы с коллегами разработали проект электронного журнала, который позволял учителю в несколько кликов оценивать учащегося не оценкой, а качественной характеристикой. И даже стали реализовывать этот проект совместно с МЭСИ, но в связи с некоторыми событиями не завершили.

Сейчас это называется LMS - они позволяют комплексно управлять процессом обучения. Уже давно говорят о так называемой Точке бога - моменте, когда вся накопленная человечеством информация будет в сети, а сама сеть будет доступна каждому в любое время и в любом месте. Некий прообраз нейронета - аналога интернета в нашей голове. Но в этих условиях особенно понадобиться помощь консультанта по образованию и разработчика индивидуальных образовательных траекторий. Еще раз вернусь к словам Носима Талеба, что избыток информации - это не благо.

Ее нельзя уместить в голове, ее нельзя сохранить дома, она не нужна в том объеме, в котором существует, всем жителям нашей страны. И в ней нужно будет учиться разбираться, в том числе прибегая к помощи специалистов, которые уже начинают появляться. Раньше русские люди в булочную на такси не ездили - но ведь начали. И думать об индивидуальной программе и траектории тоже начнем и лучше сделать это раньше, чтобы набраться опыта и овладеть информацией. Иногда нужно смотреть за границы системы, выбираться с острова в профессиональный отпуск и начинать мыслить на шаг вперед. Начинайте с себя.

Митин Михаил Иванович, независимый консультант в сфере образования

Идея предоставления индивидуальных образовательных траекторий обучающемуся была закреплена еще в первом варианте Конституции РФ. Последующие частичные изменения, внесенные в Конституцию, подтвердили данную идею. Отметим, что для школы идея не столько нова, она применялась давно при обучении по индивидуальным программам отдельных обучающихся и в отдельных случаях (к примеру, для обучения лиц с проблемами здоровья).

В исследованиях активно используются два понятия: "индивидуальные образовательные траектории" и "индивидуальный образовательный маршрут". Под траекторией в классическом значении понимается "линия движения какого-нибудь тела или точки", а под маршрутом - "путь следования". Эти понятия могут быть разведены лишь тем, что линия движения образовательной программы (траектория) приобретает конкретизацию в пути (маршруте). Иными словами, индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе Хуторской А.В.. Современная дидактика. Питер, 2001.

Понятие "образовательный маршрут" более широко используется в системе дополнительного образования, и оно выступает важным элементом, определяющим успешность деятельности личностно-развивающей среды этих учреждений. Образовательные маршруты в общем образовательном пространстве учреждений дополнительного образования варьируются по-разному, в основном за счет учета национально-регионального компонента.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понятие "индивидуальная образовательная траектория" имеет широкое значение и характеризуется несколькими направлениями реализации образовательной траектории:

Деятельностное (реализуемое через нетрадиционные педагогические технологии);

Процессуальное (определяющее организационный аспект, виды общения).

Индивидуальные образовательные траектории можно трактовать как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.

Индивидуальная траектория - это проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом. Они связывают понятие "индивидуальная образовательная траектория" с понятием "образовательная программа", позволяющим обучающимся овладеть определенным уровнем образованности, отмечают способность учеников осознанно выбирать индивидуальную траекторию обучения с реализацией разнообразных вариантов развивающего обучения: личностно-ориентированного, проектно-созидательного, модульного обучения, гуманистической школы. Индивидуальная образовательная траектория как образовательная программа рассматривается с двух сторон:

Как организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению обучающимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;

Как индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, созданную с учетом его индивидуальных особенностей. Определение образовательной программы как индивидуальной образовательной траектории является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного учащегося.

В широком смысле в образовательную программу заложены идеи индивидуализации (учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся во всех формах и методах обучения) и дифференциации (учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку обучающихся на основании выделения определенных особенностей) обучения. При таком подходе индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную моделируемую образовательную программу, обеспечивающую позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении преподавателями педагогической поддержки самоопределения и самореализации учащегося. Таким образом, она ориентирована на создание условий для самовыражения личности обучающегося при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Можно сказать, что индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут - составляющая часть обобщенного образовательного маршрута, который, как множество индивидуальных, объединяет их в концентрированном виде.

Такой подход позволяет рассматривать понятие "индивидуальный образовательный маршрут" с двух точек зрения:

Как один из множества возможных вариантов индивидуального образовательного продвижения личности;

Как результат взаимодействия обучающегося с образовательной средой, отражающей общее, специфическое обобщенного образовательного маршрута.

Общим и специфическим в нем выступает то, что, как сложное общественное явление, оно включает в себя этапы, периоды и линии продвижения при получении образования.

Этапы находятся в прямой связи с осознанием, погружением и освоением образовательной среды; периоды отражают понимание обучающимся необходимости получения образования; познание и утверждение себя; приобретение и систематизацию знаний; осознание себя как будущего специалиста; ориентация на свою будущую профессиональную деятельность. Наиболее интересно продвижение в образовательном маршруте, которое строится по следующим жизненно важным линиям: линия личностного роста, линия знаний и линия профессионального самоопределения.

Личность выполняет продвижение в образовательном маршруте по ряду жизненно важных линий (линия роста, линия знаний, линия профессионального самоопределения), поэтому можно выделить несколько маршрутов Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М., Наука, 2003:

  • - маршрут адаптивного типа (требует использования образования для подготовки себя к современной социоэкономической и культурной ситуации);
  • - маршрут развивающей направленности (характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека);
  • - маршрут созидательной направленности (включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, построения себя, собственного образования, карьеры, жизни).

Как видно, в предложенном распределении маршрутов есть весьма важный элемент: каждый маршрут может быть выбран как самостоятельный и доводящий развитие личности до логической завершенности, в то же время развивающаяся личность может пройти все этапы (от адаптации к каким-либо условиям, проходя через развивающую деятельность, встраиваясь в систему созидательной деятельности). В связи с этим не менее важно выяснение того, что же способствует превращению обучающихся в субъекты образовательной деятельности. Как правило, этому предшествует сложная работа, после чего на основе осмысленного поиска их решения, обсуждения и апробации, у обучающегося появляются собственные ответы на следующие важные вопросы:

  • - какие изменения в личностных, деятельностных и когнитивных характеристиках могут и должны произойти в его учениках и воспитанниках?
  • - какие педагогические цели можно ставить относительно данного ученика и при каких условиях (в какой деятельности) они могут быть достигнуты?
  • - как организовать эти условия и инициировать необходимую деятельность?
  • - как можно реализовать эти условия в конкретных ситуациях?

В данном случае этими процессами выступают: реализация необходимых для педагогической деятельности предметных и психолого-педагогических знаний; освоение педагогической деятельности (ее исследование, проектирование, реализация); ценностное самоопределение (выработка педагогического кредо) и определение педагогических целей.

В образовательном пространстве, в котором главным выступает движение личности от позиции "Я" человека, получающего образование» до "субъекта образования", действует ряд принципов.

Первый принцип заключается в необходимости такого конструирования образовательного процесса, в котором рельефно проявлялась бы позиция получающего образование человека, обозначилась бы его индивидуальная образовательная траектория, учитывающая его потенциальные возможности, слабости, особенности его индивидуального познавательного процесса.

Второй принцип отражает необходимость соотнесения возможностей социообразовательной среды с опережающими возможностями обучающегося, которая выражается в задаче постоянно "задавать" опережающий стиль организации и управления образовательным процессом, соответствующую современным представлениям перспектив развития образования. Игнорирование этим принципом может привести к разрушению целостности всего образовательного процесса, более того, "выпадению" из этой системы или личности, или ценностей образования, или принятия самого образования как величайшей ценности человечества.

Третий принцип заключен в необходимости подведения личности к технологии инициативного формирования своей образовательной траектории (первое) и (второе) инициативного и рационального формирования постоянной, всеобъемлющей и непрерывной образовательной среды (аудиторная, домашняя, рабочая, в поездках, на отдыхе и др.), которая включает в себя различные варианты текстовых и графических изданий, видео, аудио, компьютерные и сетевые, радио- и телевизионные источники информации преимущественно образовательного характера.

При конструировании индивидуальных траекторий образовательной деятельности усвоение знаний и способов деятельности может происходить на трех уровнях:

  • - на уровне осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала;
  • - на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации;
  • - на уровне творческого применения знания и способов деятельности.

Приоритетными средствами реализации траектории индивидуального творчества являются те, которые обеспечивают нарастание творческого взаимодействия и активизируют творческую самореализацию обучающихся в ходе реализации образования: диалог, игровое моделирование, рефлексивный анализ, поисковые познавательные задачи, учебно-творческая деятельность учителя (преподавателя) и учащихся (студентов) по совместному решению задач поискового характера, содержательно-мотивирующая оценка, личностное отношение к творческой деятельности и др.

Особенность изучаемого процесса в том, что траектория творчества у каждого обучающегося строго индивидуальна, реализуется "по особому, только ему присущему сценарию". Указанное своеобразие развития обуславливается различными обстоятельствами становления личности каждого обучающегося: природными предпосылками; свойствами нервной системы, темперамента, характера; ценностными ориентациями; уровнем развития личности, который проявляется в особенностях самосознания, самооценки. Поэтому траектория обучающегося в образовательном процессе отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности.

Опыт показывает, что при формировании траектории индивидуального творчества необходимо учитывать потенциальные возможности обучающегося, особенности его индивидуального познавательного процесса. Это требует соотнесения возможностей социообразовательной среды с опережающими возможностями обучающегося, которые заключаются в опережающем стиле организации и управления образовательным процессом, соответствующим представлениям перспектив развития образования.

Продуктивен взгляд на траекторию индивидуального творчества как на конструктивную форму деятельности в совокупности сущностного, процессуального и личностного компонентов, обусловливающую появление новых культурных ценностей или продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью. Это говорит о том, что результат индивидуального творчества может быть заключен также и в развитии самого субъекта творческой деятельности. Степень реализации сущностных сил человека в процессе творческой деятельности становится критерием творчества, т.е. само творчество выступает траекторией, которая реализуется в деятельности.

В образовательном процессе учреждения общего или профессионального образования в качестве объектов познания преобладает мир общепринятых идей, научных понятий, закономерностей, теорий. В учебных программах, пособиях, в непосредственной практике традиционного обучения мир реальных объектов подменяется изучением соответствующих им понятий и других продуктов познания, полученных не обучающимися, а специалистами (учеными) или авторами учебного материала. Изучение обучающимися информации о чужих знаниях практически не оставляет им места для создания собственных знаний о реальном мире.

Исходя из этого, можно сказать, что в традиционном образовании отсутствует выстраивание обучающимися личного мира знаний, что препятствует не только построению ими индивидуальных образовательных траекторий, но и творческой самореализации в целом.

Значит, задача педагога при реализации индивидуальной образовательной траектории в обучении состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого обучающегося. Опираясь на индивидуальные качества и способности, обучающийся выстраивает образовательный путь, а процесс выявления, реализации и развития данных способностей происходит в ходе образовательного движения по индивидуальным траекториям по каждому учебному предмету, и путь освоения этих предметов определяется не столько логикой данных предметов, сколько совокупностью личностных способностей каждого обучающегося.

Наши исследования показали, что школьник или студент сможет продвигаться по индивидуальной образовательной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности:

  • - определять индивидуальный смысл изучения учебных предметов или дисциплин;
  • - ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, курса и модуля;
  • - выбирать оптимальные формы и темпы обучения в соответствии с подготовленностью;
  • - применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; - рефлексивно осознавать полученные результаты (в виде оценок, сформированных компетенций);
  • - осуществлять оценку и корректировку своей деятельности в соответствии с характеристикой общего хода образовательной деятельности.

Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ, по А.В.Хуторскому, может достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение обучающимися нормативного образовательного уровня.

Однако для такого обучения необходимо создание условий, приводящих обучающихся к осознанию необходимости самодвижения, к самостоятельной постановке общеобразовательных, частнопредметных и связанных с приобретением профессии задач и проблем, к овладению методов их решения, конструированию собственной системы знаний и способов деятельности, то есть индивидуальной образовательной траектории.

Выше говорилось о том, что продуктивная, творческая образовательная деятельность осуществляется каждым школьником, студентом в соответствии с его индивидуальными особенностями. Преподаватель, учитель, желающий видеть и развивать в каждом студенте, школьнике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей одновременного обучения всех по-разному. Поэтому организация обучения по индивидуальной образовательной траектории требует особой технологии взаимодействия участников образовательного процесса. В современной дидактике решение данной проблемы предлагается двумя способами. Первый способ, который наиболее распространен в современных образовательных учреждениях, состоит в дифференциации обучения, согласно которой к каждому обучающемуся предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Второй способ исходит из того, что собственный путь образования выстраивается от каждого обучающегося применительно к каждой из изучаемых им образовательных областей, т.е. учащемуся предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории. К сожалению, этот способ в образовательной практике практически не присутствует, поскольку требует одновременной разработки и реализации разных моделей обучения, каждая из которых по-своему уникальна и соотнесена с личным потенциалом каждого отдельно взятого обучаемого. Таким образом задача продуктивного обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого обучающегося.

Особенность образовательного процесса, ориентированного на конструирование индивидуальных путей достижения конечных целей образования, состоит в том, что в данное процессе главное место принадлежит способностям, благодаря которым обучающийся создает новые образовательные продукты. Такая работа основывается на следующих идеях:

Любой обучающийся способен найти, создать и предложить свой вариант решения любой задачи, в том числе и дидактической, относящейся к собственному обучению;

  • - обучающийся сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены уже отмеченные возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин, ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, выбирать оптимальные формы и темпы обучения, применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности;
  • - обучающийся ставится в ситуацию поиска своего варианта решения учебной задачи, используя при этом свои творческие возможности.

Таким образом, можно утверждать, что формирование индивидуальных траекторий процесс в большей степени творческий, или, по крайне мере, требующий творческого подхода. Поэтому и в данном пространстве действуют закономерности творческой деятельности.

В последние годы, особенно в связи с развитием дистанционной формы образования, эффективными признаются навигаторы учебного процесса, без которых немыслима индивидуальная траектория образования. Навигатор учебного процесса представляет собой своеобразную наглядную матрицу индивидуального образовательного пространства, в которой при помощи знаков, символов, аббревиатуры отмечается степень восхождения обучающегося к результату (продукту образования). Иными словами, матрица представляет собой развернутую и наглядную карту, в которой обучающемуся легко определить свое местонахождение, задачи на ближайшее время и перспективу.

Матрица индивидуальной траектории образования позволяет определиться во времени и координатах четырехзвенной компонентной системы образовательного процесса "Знаю (Умею) - Изучаю (Необходимо изучить) - Буду изучать (необходимо изучить) - Знаю новое (Достиг следующего уровня)". Как видно, такой образовательный процесс представляет собой спиралевидный путь восхождения к Знанию (истине). Элементы матрицы представляют собой проекции, имена, адреса и направления деятельности на плоскость листа. Деятельность обучающегося по овладению предметом, дисциплиной, курсом, блоком, приобретению знаний, умений, навыков, профессии или профессий, изображается вектором, регистрирующим содержание деятельности по получению образования. Приемы, отдаленно напоминающие и навигаторы, и стародавние Личные комплексные планы применительно к общему развитию ребенка используются в педагогической практике давно; они возрождаются в новых формах. К примеру, так называемые "фьючерс-планы", оказавшиеся весьма эффективными.

Соответственно этому обучающемуся необходимо научиться определять и индивидуальные шаги к знанию, которые могут найти дополнительную фиксацию в виде записей, дневниковых записей и т.д., что требует от обучающегося высокой культуры планирования и подведения итогов. Наши наблюдения показали, что данное, рутинное на первый взгляд занятие, современными обучающимися легко выполняется при помощи компьютерной техники и не вызывает никакого неприятия с их стороны. Более того, формализация и в некоторой степени детализация учебных планов и программ при помощи карт, рисунков, таблиц, логико-смысловых моделей, по мнению обучающихся, позволяет регулировать и видеть образовательную стратегию и жизненную перспективу.

Таким образом, навигатор для обучающегося становится своего рода путеводителем в мире образования. Парадоксальная ситуация современного образования в том, что усложнению образования пытается противостоять появление новых технологий, сущностью которых выступает стремление к некоторой формализации содержания образования в смысле его расщепления по образу восприятия информации компьютерным языком. Видимо, этот процесс может углубиться дальше и стать одним из магистральных направлений развития образования, или станет одним из сопутствующих направлений его развития. Сама по себе мысль создания навигационных элементов в сложном и усложняющемся мире образования - явление, безусловно, положительное.

Попробуем подвести итоги рассуждений.

Первое. Новая ситуация в образовании характеризуется усложнением процесса модернизации, глобализации и доминирования информационных технологий. По мнению большинства исследователей, модернизационные процессы в образовательной сфере разворачиваются неравномерно, в противоречивых тенденциях, отчетливо проявляя принципиально присущую российскому обществу многомерность, выраженную прежде всего в характере и структуре культуры.

Второе. Образование несет в себе определенное внутреннее противоречие, вызванное коллективными по формам способами получения и индивидуальными по результатам последствиями. Таким образом, личность в процессе получения оказывается в сложной ситуации необходимости определения своих позиций, своих целевых установок, своих конечных точек, к которым она стремится. При этом она использует целый ряд имеющихся в содержании и формах организации образования способов и пытается найти свои, личные приоритеты. Процесс непростой, его сложность вызывается, прежде всего, отсутствием у личности или небольшим по объему опытом деятельности личности.

Специфика процесса в том, что практически человеку трудно решить эту проблему в новых условиях развития Знания и цивилизации вообще самостоятельно; необходима продуманная и своеобразная организация, необходимо целенаправленное управление данным процессом.

Третье. Возникает еще одна особенность процесса, вызванная частичной неподготовленностью человека к определению исконно своего пути индивидуального развития.

Траектория индивидуального развития личности должна отвечать ряду известных принципов, среди которых одно, наиболее важное, довольно часто остается вне поля зрения и приводит к личным катастрофам, или, по крайней мере, к личным неудовлетворенностям. Речь идет о правильности выбора индивидуальных траекторий образования, что вызывает особые проблемы у молодежи. И этот процесс также должен быть соответствующим образом организован; личность должна получить широкий выбор для своего дальнейшего развития.

Отношения, проявляющиеся и формирующиеся в образовательной сфере и соответствующей ей деятельности, выступают определяющим фактором в детерминации поведения личности посредством социальной среды, в которой присутствует весь спектр человеческих взаимодействий. Немаловажно дифференцировать личностные позиции, формирующиеся в данном сложном процессе. Во-первых, как полноправный участник возникающих в процессе образования отношений, личность испытывает в первую очередь воздействие своих сверстников, других детей, которые младше или старше, а затем - воздействие других представителей социальной среды (родителей, старших родителей, друзей, знакомых, просто взрослых, выражающих одобрение или неудовольствие результатами учебного труда). Воздействие может быть значительным или нейтральным, непосредственным или опосредованным. Находясь под воздействием окружающих людей и отношений, возникающих в ходе социальной деятельности, личность несет в себе свойства объекта. Во-вторых, поскольку существенным отличием отношений в сфере образования выступает наличие обратных связей между личностью и целостной образовательной средой личность выступает субъектом.

Формирование субъектной позиции личности с целью определения ее индивидуальных перспективных образовательных траекторий зависит от ряда условий. Субъектная позиция личности требует определения и уточнения целей (не только цели!) в контексте соответствующей деятельности. Как образ предполагаемого результата, цель регулирует всю деятельность субъекта. Ситуация реальности предполагаемого (определяемого, планируемого) успеха является побудительным моментом, который вызывает стремление обучающихся к выбору более высоких целей, к определению путей достижения целей, отобранных из большого объема возможных.

Естественно, все эти проблемы очень сложного порядка должны быть учтены сегодняшним образованием, итогом которого должна быть высокая образованность вступающего в жизнь нового человека.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о более широком значении понятия “индивидуальная образовательная траектория”, по сравнению с понятием “индивидуальный образовательный маршрут”.

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям .

Н.Н.Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями .

С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С.Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

В связи с тем, что мы рассматриваем индивидуально-образовательную траекторию как образовательную программу, необходимо оговорить позиции, с которых мы исследуем образовательную программу. Придерживаясь позиции ученых –педагогов Петербургской школы, мы рассматриваем образовательную программу с одной стороны как организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования .

С другой стороны, образовательная программа определяется как индивидуальная траектория обучающегося, созданная с учетом его индивидуальных особенностей. Определение образовательной программы как индивидуальная траектория является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающего .

Понятие образовательной программы отражает прежде всего идеи индивидуализации и дифференциации обучения. При этом под термином “индивидуализация” в педагогики понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения. “Дифференциация” означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей .

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Выступая, как индивидуальная траектория ученика, образовательная программа сложно структурирована. В ее структуру включены следующие компоненты:

Целевой (предполагает постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностях ученика.)

  1. Cистему знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся диалектико-материалистической картины мира, вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
  2. Cистему общественных, интеллектуальных и практических навыков и умений, которые являются основой конкретных деятельностей и обеспечивают способность молодого поколения к сохранению социальной культуры.
  3. Опыт творческой деятельности, накопленный человеком.
  4. Опыт эмоционально – волевого отношения к миру, обществу.

Статья 14 “Закона об образовании” указывает, что:

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • развитие общества;
  • укрепление и совершенствование правового государства.
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества .

Технологический (включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания).

Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения).

Организационно-педагогический (определяет режимные условия реализации, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована образовательная программа; формы аттестации достижений и т.д.);

Результативный (описание ожидаемых результатов реализации).

Никто не сомневается в том, что учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы максимально содействовать развитию учащихся. Несмотря на то, что еще Л.С. Выготским был сформулирован ряд принципиальных положений, относящихся к проблеме “ обучение – развитие”, до массовой школы они до сих пор не дошли. Основное положение видного психолога заключалось в том, что обучение должно не ориентироваться на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегая вперед, т.е. выводить ученика на более высокий уровень, названный Л.С.Выготским зоной ближайшего развития. В связи с этим он большое значение придавал разработке содержания обучения, особенно возрастанию в нем роли научно-теоретических знаний .

В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя. С точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов .

Основная функция личностно-ориентированного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Личностный смысл – индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А.Н.Леонтьев) .

В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила деятельность ученика. Знания здесь сопряжены с информацией, но не отождествляются с нею. Основными отличиями “ знаниевого” продукта ученика являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и личное информационное и “ знаниевое” приращение ученика. Общее отрефлексированное знание ученика включает в себя, таким образом, совокупность следующих компонентов:

  • “знаю что” (информация о содержании своего знания и незнания);
  • “знаю как” (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
  • “знаю зачем” (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
  • “знаю я” (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).

Создаваемое учеником содержание образования входит в состав общего содержания образования наряду с внешне заданным. Внешнее содержание не опережает, а следует за внутренне конструируемым учеником содержанием образования .

Творческая самореализация ученика как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных целях: создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами; выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых способствует выстраиванию его индивидуальной образовательной траектории.

Перед учителем встает вопрос: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям? Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ-дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.

Первый подход наиболее распространен в наших школах. Второй достаточно редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.

Задача обучения состоит в обеспечении зоны для индивидуального творческого развития каждого ученика. Ученик создает образовательную продукцию, выстраивает свой образовательный путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем делает это в соответствующей среде, которую организует учитель. Одновременность реализации персональных моделей образования – одна из целей личностно-ориентированного образования.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня. Образовательные продукты учеников отличаются не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, но индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются .

Траектория-след от движения. Программа – ее план. На мой взгляд, принцип индивидуальной образовательной траектории невозможно реализовать в рамках традиционных форм (классно-урочной системы). Надо вывести за рамки этой системы одаренных учеников (разработать для них специальные программы, дать им возможность создать собственный продукт: учебные игры, тесты, логические схемы базы знаний и т.д.), предлагать индивидуальный раздаточный материал, что поможет дать разноуровневое объяснение материала и разнотипные задания для каждого ученика.

При составлении индивидуальной образовательной траектории:

  • учитель создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности;
  • для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

Сам ученик выбирает или вместе с учителем обдумывает способы, виды деятельности, формы контроля, т.е. программирует свою образовательную деятельность.

В результате индивидуального образовательного движения каждый ученик предлагает идеи, сочиняет стихи, разрабатывает модели, конструирует поделки в связи с изучаемым материалом. Этого требует принцип продуктивности обучения – ведущий принцип личностно-ориентированного обучения. “Портфель достижений” служит способом демонстрации его успехов. Содержание “ портфеля” – это не только перечень занятых учеником мест, полученных грамот или призов, но и предложенные идеи, принципы решения математических задач, поделки и т.д.

Литература

1. Володин Е.Ю. Обучение развивающее, опережающее, научно-теоретическое…//Математика в школе. 2000, № 6.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.Н.Скаткина. М., 1982.

3. Закон РФ “Об образовании” //Первое сентября № 29, 1996.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Народное образование, 1998. – с.130–193.

5. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. – М. – Омск. 1974. 22 с.

6. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ//Петербургская школа. – СПб.,1994 – с.79–90.

7. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.

8. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а так же существующими стандартами содержания образования.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория», обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализаций:

Вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут.

· Деятельностный

Специальные педагогические технологии

· Процессуальный

Организационный аспект.

Ценность индивидуально-образовательной траектории обучающегося в том, что она позволяет на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом очень важно, чтобы у каждого обучающегося была сформулирована личностно-ориентированная задача по проектированию индивидуально-образовательной траектории, что способствует повышению личностного образовательного роста обучающегося.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой: целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Индивидуально-образовательная траектория, по мнению С.В. Воробьевой, адекватно личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественна ему, так как имеет специфические особенности:

· Она специально разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа;

· В стадии разработки индивидуальной образовательной траектории ученик выступает:

1) Как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением;

2) Как «неформальный заказчик», «предъявляя» (при стартовом диагностировании), проектирующему для него образовательную программу - индивидуальную траекторию, свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности;

· На стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования;

В этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальная образовательная траектория при условии использования функциональных возможностей педагогической поддержки. Именно поддержка ученика в образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный образовательный процесс в индивидуальную образовательную траекторию. Содержание индивидуально-образовательной траектории определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ученика (уровнем готовности к освоению программы), содержанием программы.

Инновационные процессы в современной школе актуализируют проблему не только совершенствования методики обучения, но и развитие общеобразовательных учреждений, в которых личностное развитие ребенка может протекать наиболее эффективно.

В результате возникли объективные предпосылки для выбора обучающимися индивидуально-образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и устремлениям. Однако учащиеся испытывают существенные трудности в выборе образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор, за свой личностный рост.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих подходов: базисное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения учениками нормативного образовательного уровня.

Для этого предоставляются школьникам многообразные учебные задания (по степени сложности и способу выполнения), чтобы они имели возможность выбора, а следовательно самоопределения. Они определяют наиболее интересное и легкое для них задание, отбирают самое трудное и тяжелое задание, определяют с помощью кого из окружающих его людей ему будет легче выполнить задание, а также выбрать необходимые материалы, ТСО, справочники, книги, таблицы. Выбирают из групп заданий: репродуктивного, проблемного, творческого характера. Учитель следит за тем, чтобы ученики не выбирали постоянно однотипные задания. Таким образом, каждый ученик перерабатывал одну и ту же информацию, но решал задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ.