Задание а6. А6. синтаксические нормы. теория. Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками

Найдите и исправьте ошибку в форме слова (морфологические нормы)

Итак, что же проверяет задание 6 ЕГЭ по русскому языку?

Формулировка задания 6 в ЕГЭ по русскому 2018:

Алгоритм выполнения:

1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку.

2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.

3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.

3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных,

числительных, глаголов, а на "десерт" оставить существительные, так как

там большее количество информации.

4) После того, как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа

необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.

1. Формы существительных

Именительный падеж множественного числа

Ы, И

А, Я

Слова на -тор, -сор,-вор, -ер

инспекторы

инструкторы

редакторы

лекторы

ректоры

конструкторы

прожекторы

секторы

инженеры

шофёры

бухгалтеры

диспетчеры

договоры

приговоры

плейеры

драйверы

принтеры

и т.д.

директора

профессора

инспектора

доктора

катера

ордера

тенора

фельдшера

флюгера

хутора

шулера

буфера

веера

буера

повара

Слова на -ль, л.

грифели

госпитали

векселя

вензеля

кителя

штабеля

штемпеля

тополя

шомпола

колокола

купола

Остальные слова

слесари

токари

конюхи

возрасты

кремы

супы

грунты

лифты

порты

склады

торты

флоты

фронты

штабы

штурманы

адреса

бока

борта

века

желоба

жемчуга

жернова

края

кузова

окорока

округа

острова

отпуска

паруса

паспорта

погреба

потроха

снега

стога

сорта

сторожа

тетерева

черепа

Форма зависит от значения

адреса (новоселов)

века (Средние)

года (мои года)

колена (выделывать)

корпуса (танковые)

кренделя (выделывать)

меха (одеваться в меха)

мужья (прочить в мужья)

образа (святых)

ордена (на груди)

пропуска (временные)

рода (войск)

счета (оплатить)

сыновья (и дочери)

тона (светлые)

учителя (профессия, в школе)

хлеба (яровые)

адресы (поздравительные)

веки (на веки вечные)

годы (войны, девяностые)

колени (больные)

корпусы (часов)

крендели (вкусные)

мехи (кузнечные)

мужи (Отечества, ученые)

образы (литературные)

ордены (Тевтонский)

пропуски (занятий)

роды (и виды, древние)

счеты (свести)

сыны (Отечества)

тоны (сердца)

учители (не профессия,

великие учители человечества,

хлебы (печь формовые)

Родительный падеж множественного числа

ОВ, ЕВ

Нулевое окончание

Растительный мир

Всё на -ов,

Исключения

Апельсинов

Бананов

Огурцов

бананов

томатов

помидоров

гранатов

абрикосов

ананасов

лимонов

мандаринов

баклажанов

яблок

груш

слив

дынь

Названия национальностей

Остальные окончания

Слова на -н,-р.

казахов

калмыков

киргизов

монголов

семитов

таджиков

тунгусов

узбеков

хорватов

якутов

Исключение:

турок

армян

башкир

болгар

бурят

грузин

лезгин

осетин

румын

татар

туркмен

цыган

Исключение:

бедуинов

Единицы измерения

Наиболее употребимые

в повседневной жизни

Редко употребляются

в повседневной жизни(термины)

байтов

гектаров

граммов

децибелов

каратов

килограммов

километров

ампер

аршин

бит

ватт

вольт

радиан

рентген

Парные предметы

носков

гольфов

рельсов

бронхов

джинсов

гольфов

ботинок

чулок

шаровар

шорт

туфель

сапог

тапок

тапочек

галош

бахил

бутс

валенок

манжет

серёг

Военная тематика

Солдат

Гусар

Драгун

Гренадер

Кадет

Улан

Партизан

Существительные на -ня

Ь

Н

Если перед -ня стоит гласная

Если перед -ня согласная

богинь

погонь

тихонь

яблонь

нянь

басен

башен

боен

вишен

двоен

пашен

сотен

спален

сплетен

таможен

черешене

Исключение:

барышень

боярышень

кухонь

деревень

Сущ. на -це

ЕВ

ЕЦ

болотцев

кружевцев(кружевец)

деревцев

оконцев(оконец)

блюдец

зеркалец

копытец(копытцев)

одеялец

полотенец

сердец

солнц

Существительные на -ье, -ья

Без ударения

в И.п.

Под ударением в И.п.

-ИЙ

ЕЙ

(гуля нье) гуляний

застолий

кушаний

надгробий

новоселий

ожерелий

раздумий

сидений

снадобий

солений

ущелий

армий

аудиторий

бегуний

гостий

колдуний

оладий

пародий

плясуний

эскадрилий

печений

побережий

подземелий

Исключения:

платьев

верховьев

кореньев

лохмотьев

низовьев

подмастерьев

хлопьев

устьев

(ружьё) ружей

питей

полыней

статей

судей

Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов

ЕЙ

Нулевое

ОВ

распрей

ведомостей

лопастей

мощностей

отраслей

скатертей

скоростей

четвертей

бомжей

векселей

вензелей

госпиталей

кабелей

медведей

будней

дровней

козней

пельменей

яслей

вафель

петель

барж

копён

кочерёг

обойм

пелён

сирот

зраз

жабр

каникул

лосин

макарон

невзгод

оков

сардин

уз

шпрот

брызг

выборов

дебатов

заморозков

кулуаров

мускулов

нардов

очистков

сотов

чипсов

нервов

2. Формы прилагательных

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения

Например: Более интереснее, самый интереснейший - неправильно.

Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный - правильно.

3. Числительные

1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)

Числительные

Как склоняются

Примеры

5-20,

Склоняются как существительное степь

Р.п. чего? Пяти

Д.п чему? десяти

В.п. что? двадцать

Т.п. чем? Одиннадцатью

П.п. о чем? Тридцати

Имеют только две падежные формы:

И.п. = В.п

Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание а

И. сорок, девяносто, сто

Р. Сорока, девяноста, ста

Д. Сорока, девяноста, ста

В. сорок, девяносто, сто

Т. Сорока, девяноста, ста

П. Сорока, девяноста, ста

Меняются обе части,

как существительное 3 склонения степь

И. пятьдесят

Р. пятидесяти

Д. пятидесяти

В. пятьдесят

Т. пятьюдесятью

П. пятидесяти

200,

300,

Меняются обе части.

Первая часть как два, три, четыре.

Вторая часть как ноты во мн.ч.

И. двести

Р. Двухсот (нот)

Д. двумстам (нотам)

В. двести

Т. Двумястами (нотами)

П. двухстах (нотах)

500-900

Меняются обе части.

Первая часть как степь.

Вторая часть как ноты во мн.ч

И. пятьсот

Р. пятисот

Д. пятистам

В. пятьсот

Т. пятьюстами

П. пятистах

2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.

3) Числительные тысяча и миллион

Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысяки, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)

4) Склонение дробных числительных

В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель - как порядковое числительное

Пять четвертых - И.п.

Пяти четвертых - Р.п.

Пяти четвертым - Д.п.

5) Склонение порядковых числительных

При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова

И.п. две тысячи семнадцатый

Р.п две тысячи семнадцатого

Д.п. две тысячи семнадцатому

В.п. две тысячи семнадцатый

Т.п две тысячи семнадцатым

П.п. две тысячи семнадцатом

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)

Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:

А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).

Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины

Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).

Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров

В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе

Трое саней, двое ножниц

Г) с парными предметами

Двое сапог, четверо ботинок

Д) с личными местоимениями

Их было трое, нас четверо

7)Числительные оба обе

Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.

Оба человека, оба друга

Числительное обе употребляется с существительными женского рода.

По обеим сторонам, обе девушки

4. Глаголы

1) Образование повелительного наклонения

Неопределенная

форма

Повелительное наклонение

Лечь

Ехать

Ездить

Положить

Класть

Бежать

Лазать

Выйти

Выложить

Выверить

Вывесить

Выдвинуть

Клянчить

Махать

Нянчить

Погодить

Портить

Тронуть

Чистить

Ляг(те)

Поезжай(те)

Езди(те)

Положи(те)

Клади(те)

Беги(те)

Лазай(те)

Выйди(те)

Выложи(те)

Вывери(те)

Вывеси(те)

Выдвини(те)

Клянчи(те)

Маши(те)

Нянчи(те)

Погоди(те)

Порти(те)

Тронь(те)

Чисти(те)

3) Одеть - надеть

Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)

Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

3) Образование формы прошедшего времени

Неопределенная форма

Прошедшее время

Сохнуть

Просохнуть

Замерзнуть

Окрепнуть

Промокнуть

Намокнуть и пр.

Сох

Просох

Замерз

Окреп

Промок

Намок

4) Образование формы будущего времени

Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

5)Образование формы настоящего времени

ездить

ездим

лазить

лазим

попробовать

попробуем

печь

печем

беречь

бережем

хотеть

хотим

полоскать

полощем

махать

машем


Из демоверсии ЕГЭ:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Ответ: главную

В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи "главная суть" является плеоназмом. «Суть - самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова).

Формулировка 2: замените неверно употребленное слово

"Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка."

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели

Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.

Алгоритм выполнения задания 6

1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).

2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).

3) Если это ошибка, исправь ее.

Теория

Нарушение лексических норм

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.


Типы ошибок


ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
(проверяется в задании 5)
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
5 Неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный
9 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость.


Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.

(Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)

Употребление фразеологизмов. Ошибки.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

    сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)

    замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)

    совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)

Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено по русскому языку.

Плеоназм. Употребление лишних слов.

Плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).

Тавтология

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология ) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).

***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.

В кабинете висели русские писатели (портреты).

В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде)

Неправильное употребление синонимов, антонимов, омонимов.

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.)

Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.

Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза).

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)

*** Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.

Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).

Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы - это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей - актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).



Диалектизм - лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)

Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.

Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.

У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).

Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа :

Слова на Ы - И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А - Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря

Образование форм родительного падежа множественного числа :

1. Образование и изменение форм составных числительных :

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

Слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят . При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных : в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных : в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых .

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги .
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна .

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами .

Местоимение

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

1. Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят .

2. Образование возвратных форм :

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся , а -сь ), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения :

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование причастий :

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий ; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий :

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки ), поехав .

любимые ПРОФЕССОРА

НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

ОБГРЫЗАННОЕ яблоко

Неправильно: обгрызанное яблоко. Корректно: обгрызенное яблоко.

Объясним суть ошибки. Нужно образовать причастие со значением «то, которое обгрызли». Берём инфинитив «обгрызть» (что сделать) и от него образуем причастие с суффиксом ЕНН. Ошибка возникла потому, что вместо формы обгрызть взяли форму «обгрызать» (другого вида, несовершенного). От этой формы возможно причастие «обгрызаемый», несовершенного вида.

Ответ: обгрызенное.

Ответ: обгрызенное

разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

Михаил Чжан (Владивосток) 21.05.2012 05:28

Не пойму, почему ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССОРА правильное словосочетание?

Служба поддержки

В нём нет ошибки.

Елисей Макаровский 22.01.2016 21:36

прошу объяснить! Впервые вижу слово об­гры­зен­ное, а не об­гры­зан­ное!

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько НОЖНИЦ

умелые ПОВАРА

быстро ВЫЗДОРОВИТ

в ПОЛУТОРА часах

ПЯТЬ барышень

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: выздоровит. Корректно: выздоровЕЕТ.

Ответ: выздоровеет.

Ответ: выздоровеет

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее по-ня-тие о мор-фо-ло-ги-че-ских нор-мах.

Мор-фо-ло-ги-че-ские нормы - это нормы пра-виль-но-го об-ра-зо-ва-ния грам-ма-ти-че-ских форм слов раз-ных ча-стей речи (форм рода, числа, крат-ких форм и сте-пе-ней срав-не-ния при-ла-га-тель-ных и мно-гие дру-гие).

Мор-фо-ло-ги-че-ская норма ре-гу-ли-ру-ет сло-во-об-ра-зо-ва-ние и сло-во-из-ме-не-ние. Эти нормы обя-за-тель-но изу-ча-ют-ся в школь-ном курсе рус-ско-го языка и про-ве-ря-ют-ся в за-да-нии 6 ЕГЭ. В мор-фо-ло-гии (также, как в син-так-си-се и в об-ла-сти про-из-но-ше-ния) есть силь-ные и сла-бые нормы. Силь-ные со-блю-да-ют-ся всеми, кто вла-де-ет рус-ским язы-ком как род-ным. Сла-бые легко под-да-ют-ся воз-дей-ствию со сто-ро-ны, плохо усва-и-ва-ют-ся и часто ис-ка-жа-ют-ся. Их на-ли-чие опре-де-ля-ет-ся мно-ги-ми при-чи-на-ми, в част-но-сти, осо-бен-но-стя-ми раз-ви-тия фо-не-ти-че-ской и грам-ма-ти-че-ской си-стем рус-ско-го языка. Так, су-ще-ство-вав-шие ещё во вре-ме-на Льва Тол-сто-го нормы об-ра-зо-ва-ния и из-ме-не-ния при-ча-стий, де-е-при-ча-стий, при-ла-га-тель-ных и дру-гих ча-стей речи, су-ще-ствен-но из-ме-ни-лись в наши дни. Нужно от-ме-тить, что для до-воль-но боль-шо-го спис-ка слов су-ще-ству-ют, с одной сто-ро-ны - раз-го-вор-ные формы , а с дру-гой сто-ро-ны - ли-те-ра-тур-ные, пись-мен-ные . Но на-ря-ду с этим есть и такие формы, ко-то-рые не-до-пу-сти-мы даже в раз-го-вор-ной речи и яв-ля-ют-ся гру-бым на-ру-ше-ни-ем мор-фо-ло-ги-че-ских норм. Тот, кто об-ра-ща-ет-ся к сло-ва-рям, знает, что в тол-ко-вых сло-ва-рях не-пре-мен-но есть по-мет-ки «разг».,что зна-чит раз-го-вор-ное, и дру-гие, ука-зы-ва-ю-щие на нор-ма-тив-ность упо-треб-ле-ния формы слова том или ином стиле речи.

В за-да-ни-ях, по-до-бран-ных в ЕГЭ, от уча-щих-ся тре-бу-ет-ся найти слово с ошиб-кой и из-ме-нить его так, чтобы оно от-ве-ча-ло ли-те-ра-тур-ной, пись-мен-ной норме .

Нор-ма-тив-ность упо-треб-ле-ния того или иного слова про-ве-ря-ет-ся по дей-ству-ю-щим со-вре-мен-ным сло-ва-рям, а не по «ин-тер-не-ту» или «ви-ки-пе-дии». Слова, до-пус-ка-ю-щие две ли-те-ра-тур-ные нормы, (а такое бы-ва-ет!) в за-да-ни-ях, как пра-ви-ло, не пред-став-ле-ны.

Итак, в за-да-ни-ях из банка ФИПИ, в по-со-би-ях раз-лич-ных ав-то-ров, а также в ма-те-ри-а-лах эк-за-ме-нов про-шлых лет име-ют-ся при-ме-ры на ошиб-ки в об-ра-зо-ва-нии и упо-треб-ле-нии:

ИМЁН СУ-ЩЕ-СТВИ-ТЕЛЬ-НЫХ (род, число, падеж)

ИМЁН ПРИ-ЛА-ГА-ТЕЛЬ-НЫХ (об-ра-зо-ва-ние срав-ни-тель-ной сте-пе-ни)

ИМЁН ЧИС-ЛИ-ТЕЛЬ-НЫХ (па-деж-ные формы)

МЕ-СТО-ИМЕ-НИЙ (па-деж-ные формы)

Dmitry 19.01.2016 20:19

А как насчет варианта "оздоровит"?

Айна Султыгова (Яндаре) 23.01.2016 16:05

Но говорят "быстро выздоровит,а не выздоровеет".

Татьяна Юдина

Если мы будем писать так, как говорят, мы перестанем понимать друг друга...На то и есть правила, чтобы было единообразное написание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько ЯБЛОК

лежит на ШКАФЕ

до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года

БОГАТЕЙШИЙ выбор

пять КОЧЕРЁГ

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: лежит на шкафе. Корректно: лежит на шкафу.

Ответ: шкафу.

Ответ: шкафу

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

Гость 04.01.2015 10:17

"пять кочерёг" никого не смущает слово кочерга не склоняется вообще!!!

Татьяна Юдина

Откуда у Вас такая информация? Склоняется, вот полная парадигма склонения.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_forms/28068

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ТУФЛЕЙ

ВЫПРАВЬ текст

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

старые ПРОФЕССОРА

новые ВЫБОРЫ

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.

Ответ: туфель.

Ответ: туфель

Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)

МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)

Для подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект -Центр», 2012.


А6. Синтаксические нормы

Рассмотрим задание А6 демоварианта ЕГЭ по русскому языку 2013 года:

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык,

называют галлицизмами.

2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно

меняется.

3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка

в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.

4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских

дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского

литературного языка, становится преобладающим.

Что требуется от выпускников: попытаться заменить в каждом предложении придаточную часть СПП причастным оборотом (например: Машина, (которая промчалась мимо ) , была серебристого цвета. = Машина, промчавшаяся мимо , была серебристого цвета. ) и найти то сложноподчинённое предложение, в котором такая замена невозможна .

Для правильного выполнения задания нужно знать следующие правила:


1) Нельзя заменить обособленным определением, выраженнымпричастным оборотом, те придаточные части, в которых союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с различными предлогами (в котором, с которым, о котором, при котором и т.д.).

Например: «Идиот» - роман, (В КОТОРОМ творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере).

Комментарий: мы не можем заменить придаточную часть причастным оборотом, т.к. союзное слово КОТОРЫЙ употреблено с предлогом .

2) Нельзя заменить обособленным определением, выраженнымпричастным оборотом, те придаточные части, в которых употреблён глагол в форме условного наклонения . Это связано с тем, что причастие не имеет форм условного наклонения.

Например: Он ждал от неё слова, (которые так ХОТЕЛ БЫ услышать).

Комментарий: мы не можем произвести необходимую замену, т.к. глагол в придаточной части употреблён в форме условного наклонения, а, как известно, причастие обозначает признак предмета по действию, которое происходит или происходило в настоящем или будущем времени на самом деле .

Например: Но ведь есть же на свете человек, (который ПОЙМЁТ меня)! Грядущая третья технологическая революция, (которая ИЗМЕНИТ саму природу труда, будет основываться на силе умственной активности человека).